Доктор экономических наук, профессор, академик РАН Александр Петриков, руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова проанализировал основные черты современной политики сельского развития и поднял вопросы, касающиеся усовершенствования законодательства в отношении малых населенных пунктов, малых городов и сельской местности в целом:
– В России реализуется политика стимулирования урбанизации, при которой приоритет отдается развитию городских агломераций, а село рассматривается как поставщик ресурса для города в ущерб развитию его собственного экономического, социально-культурного и экологического потенциала. И если ранее эта политика не получала четкого нормативного воплощения, то теперь это произошло: в плане реализации Стратегии пространственного развития РФ, которое приняло правительство 27 декабря 2019 года, кроме раздела по городам выделен особый раздел – социально-экономическое развитие крупных и крупнейших городских агломераций. Кроме этих законопроектов, которые оформят эту политику по стимулированию урбанизации, поставлена задача разработки двадцати долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций, которые будут дополнительно сформированы.
Основные черты политики по отношению к селу в рамках данного урбанистического подхода к пространственному развитию России заключаются в следующем: чем крупнее сельхозорганизация, тем выше ее обеспеченность субсидиями и кредитами. То же касается крестьянско-фермерских хозяйств, которые очень активно лоббируют свои интересы, – крупные фермеры не обижены, прослеживается четкая градация обеспеченности субсидиями и кредитами в зависимости от размера хозяйств.
Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» – необходимое, но недостаточное условие для развития села. Она нуждается в существенной корректировке, необходим ряд дополнительных мер в области сельского развития.
В законе «Об устойчивом развитии сельских территорий» следует определить само понятие сельской местности, которое сейчас в федеральном законодательстве отсутствует; установить, что сельская политика является предметом межведомственного взаимодействия; прописать гарантии государственной поддержки села, чтобы не все зависело от позиции Минфина России; существенно укрепить бюджет органов местного самоуправления. И наконец, необходимы приоритетная поддержка малых и средних сельхозорганизаций и фермерских хозяйств, выполняющих селообразующую функцию, стимулирование перехода сельских домохозяйств в предприниматели.
Кроме того, назрело создание Научного сельского института по экономике села России. Сельская Россия не имеет специального института по развитию деревни, который целенаправленно занимался бы научным изучением сельского развития. В Москве имеется институт экономики города, соответствующий исследовательский фонд «Дом.РФ», но нет института по экономике села. Это надо сделать именно в 2020 году, когда мы будем отмечать юбилей – 200-летие Императорского московского общества сельского хозяйства, старейшего сельскохозяйственного института нашей страны.
С докладом «Стратегия развития сельских территорий и ее практическая реализация» Александр Петриков выступил на конференции «Российское село: вчера, сегодня, завтра», которая состоялась 4 февраля в рамках выставки «Агрофарм-2020» на ВДНХ.